Борис Гребенщиков в Киеве: музыкальная мистика



Наша встреча была предопределена восточными богами Бориса Борисовича. Всю жизнь меня сопровождало ощущение незримой связи с ним, гениальнейшим поэтом и самобытным музыкантом, альбомы которого я заслушивала да дыр, когда они еще выходили на кассетах. Я же ведь — тоже БГ, только без бороды. Он вряд ли выделил меня из толпы фанатов, что плескалась под ногами одного из отцов русского рока — зато я его точно никогда не забуду.

И, конечно же, эта сакральная для меня встреча известнейшего певца с невидимым журналистом сопровождалась рядом мистических приключений — кажется, будто над этим событием усиленно колдовали добрые и злые силы, да еще и поколотили друг друга в процессе. Ну, подумайте сами — БГ мог даже не приехать в Украину! Когда он вылетал из Минска, самолет вынужден был вернуться обратно из-за неисправности. Музыканты Аквариума пересели на другой борт и прилетели в Харьков. Никто не пострадал, к счастью.

А в Харькове живу я, и хожу по тем же улицам, где 5 апреля Борис Гребенщиков пел песни для простых прохожих. Вот повезло тем, кто случайно оказался рядом — думалось мне. Невиданная удача! Послушать у себя в городе под открытым небом дядюшку БГ, которого знает даже моя мама, хотя об остальных известных рокерах ни сном ни духом!

А аккредитацию я получила ровно за один день до концерта в Киеве — абсолютно случайно и неожиданно для себя. И в день концерта умудрилась побывать во всех местах, о которых потом писали в новостях — и тоже случайно. И на Банковой, где жгли шины автомайдановцы, и в невообразимой толчее, образовавшейся на пересадках, когда в метро закрыли четыре (!) станции из-за сообщения о минировании. Так что — я тоже могла вполне не попасть на концерт. Выбравшись из этого подземного техно-ада, я бежала со всех ног, чтобы успеть вскочить без двух минут восемь в двери клуба и оказаться практически в первых рядах фан-зоны. Спасибо вам, добрые боги за то, что вы оказались сильнее!





Антураж сцены — в духе БГ, с изображениями индийской четырехрукой богини процветания Лакшми и приятной индийской музыкой, тягуче ниспадающей из колонок. Зрители заполняют зал, первые ряды уже нетерпеливо хлопают в ладоши, в то время как хвост очереди желающих войти все еще тянется аж до дороги. Но вот все плотненько утрамбовались, организаторы дали отмашку начинать, на сцену полился ароматный дым...

Бориса Гребенщикова встречают, конечно же, восхищенным гулом, свистом, аплодисментами. На сцену выходят музыканты — и начинается действо.







Отдельно хочется поговорить о составе группы. Даже не знаю, с чего начать. То ли с того, что у БГ играют два ирландца: Брайан Финнеган (тинвистл, флейта) и Лайам Брэдли (барабаны). То ли с того, что на перкуссию он взял собственного сына — Глеба Гребенщикова, играющего под псевдонимом Dr. Grasshoper. Дядюшка БГ собрал очень талантливый и харизматичный состав: Андрей Суротдинов (скрипка), Алексей Зубарев (электрогитара), Игорь Тимофеев (саксофон, кларнет, электрогитара, электромандолина, флейта, бек-вокал), Александр Титов (бас).









Вот, знаете, бывает, что всю группу в плане энергетики и обаяния «вытягивает» фронтмен. Остальные просто делают музыку — играют себе, и качественно играют. Но, выйдя с концерта, даже и не вспомнишь, кто был на сцене, кроме вокалиста. Здесь история совсем другая — делал шоу не только БГ. Духовая секция отжигала так, что сцена ходуном ходила! Брайан Финнеган совершал какие-то роботические движения, а Игорь Тимофеев энергично отплясывал независимо от того, что было у него в руках — саксофон, кларнет, гитара или флейта. Эти два человека-оркестра оттянули на себя значительную часть внимания публики — у Брайана на специальном подиуме лежало с десяток всяких свистелок и дуделок, которые он чередовал. А Игорь, которого я изначально назвала про себя саксофонистом, чуть ли не каждую песню выходил с новым инструментом в руках, каждый раз все больше удивляя зрителей разносторонним талантом.







Перкуссионист Глеб Гребенщиков тоже показал себя незаурядным музыкантом — обладая внушительной установкой, обвешанной различными приспособлениями для извлечения звука, он разнообразил программу целым набором шума, звона, треска и гудения. Большая часть его музыкальных артефактов в моем обывательском словаре может иметь лишь примитивное определение «штуковина».

Запомнился и скрипач Андрей Суротдинов со своей ажурной электроскрипкой, состоящей фактически из одного грифа и символических пластиковых завитков характерной формы, призванных показать: это — скрипка. Он так упоенно играл свои партии, что от смычка отслаивались волосины и развевались тонкими знаменами музыки, за которую погибли.





Гитара, бас и ударные составляли крепкий костяк композиций, они действительно стали той платформой, на которую смогли опереться все остальные музыканты. В общем, мы увидели слаженный, профессиональный коллектив высокого уровня — да и каким еще может быть состав у Бориса Гребенщикова, человека с музыкальным опытом, насчитывающим более сорока лет?









Зрители услышали (а слушатели увидели) самые известные песни, изданные в альбомах разных лет: «Тяжелый рок» (1997), «Пока не начался джаз» (1997), «Слова растамана» (2005), «Псалом 151» (2002), «Аригато» (2006), «Забадай» (2005), «Песня для нового быта» (1982), «Лошадь белая» (2008), «Анютины глазки и божьи коровки» (2008), «Неизъяснимо» (2008), «Туман над Янцзы» (2003) и множество других прекрасных композиций.





Пелся и «Собачий вальс» из нового трехпесенного альбома «Песни нелюбимых», выпущенного в 2016 году. И «Истребитель» (1996), сыгранный в психоделическом ключе, с длинным безумным проигрышем в духе «Pink Floyd». И, конечно же, «Стаканы» (2006), которые зал требовал исполнить (наполнить) с самого начала концерта.

Последней стала песня «Мир, как мы его знали», написанная в 1986 году и выпущенная в сборнике «Фильмография» в 2000 году, а также «Наша жизнь с точки зрения деревьев» в 2010. Как сказал БГ, эту песню они не исполняли на сцене уже лет 25. Видимо, Гребенщиков выбрал ее потому, что сейчас высказанные в ней мысли особенно актуальны. Ведь мы живем во время перемен — в то самое время, когда не советовали рождаться китайцы.

«Мир, как мы его знали, подходит к концу,
Мир, как мы его знали, и Бог с ним!
За последнюю тысячу лет мы постигли
Печальную часть наук,
Настало время заняться чем-то другим».



После этого «Аквариум» покинул сцену, но зрители традиционно еще долго хлопали и скандировали «БГ! БГ!», вызывая группу на бис. И они, конечно же, вышли, и спели еще две песни в угоду жадным ушам пришедших. Борису Борисовичу в течение концерта дарили букеты бордовых роз, а кто-то швырнул на сцену связку китайских ароматических палочек. Действительно, что еще дарить Гребенщикову? Тот тоже не остался в долгу — дарил медиаторы и раздавал автографы. Два с половиной часа, проведенных под сенью музыки «Аквариума», пролетели незаметно — пусть ноги и устали стоять в фан-зоне, но душа зарядилась от мощной энергетики участников этой мистерии.



Такие моменты составляют нашу жизнь, делают ее насыщенной и полной. Хороший концерт не менее важен, чем хорошая книга — он воспитывает зрителя интеллигентным, возвышенным, внутренне богатым. Для меня это стало тем приобретением, которое уже никто не сможет отобрать, ведь нематериальные богатства моей души принадлежат лишь мне и не могут быть растеряны в вихрях жизненных коллизий.



Богдана Гайвороская
Фото: Олег Губаревич

специально для InDaRock.com

    Автор: Pobeda

    Похожие публикации: