Brutto – Underdog (2014): «Кто не с нами, тот против нас!»

 25-09-2014



Лучшие друзья мужчины в мире -
Красивые, надёжные чугунные гири.
(С. Михалок)


Новый альбом проекта экс-фронтмена культовой белорусской группы «Ляпис Трубецкой» вызвал множество споров и противоречий как среди музыкальной тусовки, так и среди поклонников творчества Сергея Владимировича. И это ни тем, ни другим не в новинку – всё это уже было после кардинальной смены имиджа группы и выхода альбома «Капитал» в 2007 году. В это раз всё же изменения гораздо BRUTTальнее – новое название, новые люди, осмысленно опримитивленные тексты и музыка. Хотя, что касается музыки, тут можно поспорить как с авторами остальных рецензий, так и с самим Сергеем. «Простота! Гарантия! Качество! Нам некогда писать заумные тексты и делать серьёзные аранжировки!» - утверждает Михалок. Тем не менее, в некоторых песнях (Brutto, Наша возьме, Труд), мы можем услышать фолковые интонации, которыми нас удивил ещё «Ляпис Трубецкой» в альбоме «Весёлые картинки». Да и вообще, аранжировки довольно продуманные, ничего лишнего и все инструменты на своём месте. Так что простота гармонии – это одно, но как в мелодике, так и в продюссировании альбома заметен огромный опыт и стремление к качеству и «фирменному» звучанию. В случае «Ляписа», это было оправданно, но здесь, учитывая концепцию нового проекта Сергея, я могу лишь процитировать Станиславского: «Не верю!» По задумке автора, это должна быть бескомпромиссная SXE-шная панкуха, про качков, спортсменов, пролетариев-трудяг с ближайшего района. В таком случае звук должен быть грязным, сырым, напористо-оглушающим; мы же слышим чистенькое и «вылизанное» студийное звучание. Это похоже на то, как если бы иллюстрации к «Поваренной книге анархиста» рисовал Уолт Дисней. Михалок хотел по всем параметрам отойти от «Ляписа Трубецкого» обоих периодов творчества и по смыслу, и по мировоззрению, и по звуку. Как по мне – не получилось. Если добавить духовые – получатся (в музыкальном плане) тот же «Капитал», «Manifest» и иже с ними.

Отдельное слово стоит сказать насчёт вокала. Лидирующую партию Сергей Владимирович поёт только в трёх песнях (Brutto, Underdog , Мяч), остальные партии он отдал своим братьям по группе, мотивировав это тем, что из их уст тексты вроде «Веселей, веселей, веселей, если повезёт мы встретим гопарей! Веселей, веселей, веселей, а им не повезёт - получат п…лей» звучат «трушнее» и более оправданно. В частности, когда поёт один из его новых вокалистов, Виталий Гурков, неоднократный чемпион мира по тайскому боксу и кикбоксингу, он, может, и лучше знает, о чём поёт. Но вот вокал явно оставляет желать лучшего. То же касается и остальных участников коллектива, кроме басиста и барабанщика, которые оставили «Ляпис Трубецкой» и решили поэксперементировать с бывшим вокалистом супер- группы. Быть может, всё же лучше сапожнику чинить ботинки, а пекарю – печь булочки? Нет, ребятам несказанно повезло – то, что навсегда могло остаться их хобби, стало основным способом заработка и привлекло внимание миллионов. Но – не благодаря их гению. Благодаря имени и славе, которую заработал себе Сергей Михалок. Если честно, если бы не он, то никогда в жизни такой коллектив, как Brutto с подобным материалом никогда не привлёк бы внимания широкой общественности и не получил бы такой резонанс. На уровне местного андеграунда – бесспорно. Но – не более того. Если честно, в подобных случаях обычно «мэтры», которые хотят продолбить путь на музыкальный Олимп командам, которые, по их мнению, этого заслуживают, становятся продюссерами молодых коллективов. Всячески их направляют и помогают советами. Тут же Михалок просто всячески их пиарит, как самостоятельные, но всё-таки части его проекта. Хоть и задвигает себя на задний план. Но всем понятно, что главное действующее лицо, хоть и в тени, - это именно Сергей. Подобный альбом был бы очень крут, как сайд-проект, тем более, все уже знают любовь экс-Ляписа к здоровому образу жизни, умению показать свою силу и неприятию всяческого рода лицемерия (что категорически круто и за что я особо обожал позднего «Ляписа Трубецкого»). Но, тем не менее, по сравнению с крайними альбомами «Трубецкого», пропаганда, которую несёт в себе «Underdog» выглядит хлипко и вяло.



Что касается текстов, то такие песни как, «Мяч», «Гири» или «Гарэза» отлично бы смотрелись в качестве стёбных треков на альбомах Ляписа (каким, например, был «Светлячки»), но когда из них состоит весь альбом, это вызывает недоумение. Как сказал сам Михалок, «Няўжо нехта на поўным сур’ёзе можа думаць, што чалавек, які напісаў «Клоуна нет», «Я верю» або «Воины света», які можа гадзіну несці поўную ахінею на любыя тэмы, зрабіў выпадковую памылку і ў песню «Мяч» не ўставіў 2–3 сур’ёзныя метафары?» Очень бы хотелось на это надеяться, но лично я нашёл лишь отдалённый намёк на подобное лишь в треке Brutto: «Роза, сердце, нож и крест». То ли это намёк на какую-то эзотерику и Орден Розенкрейцеров, либо обычный ляписовский стёбный абсурдизм, в любом случае, в рамках именно этого проекта, это смотрится смешно и не к месту. При любом раскладе, песни, призывающие бездумно работать, качаться и ненавидеть всех, кто не подпадает под идеалы героев песен (даже не просто ненавидеть, а бить и изничтожать их, как, например, в композиции «Дворняги»), более схожи с идеалами диктатора Лукашенко, конфронтация с которым стала одним из элементов становления «нового» Ляписа Трубецкого. «Не такой, как мы – получи по дых» - это именно та идеология, борьбе с которой Михалок посвящал свои творения, начиная с 2007-го года. Теперь же, он косвенно сам становится её воспевателем. Так что я не удивлюсь, если вместо изгоя, он станет для Бацьки новым Маяковским. (Сергей и раньше примерял роль противоречивого поэта, но в тот раз она была шутовско-протестная. А в этот раз может достигнуть замысла поэмы «Двенадцать»). И это удручает.

Теперь пройдёмся отдельно по трекам. Первый. Созданный с целью быть визитной карточкой коллектива, он больше похож на компиляцию «К нам приехал Трубецкой» и «Lyapis Crew», по тексту в разы слабее, а в музыкальном плане его выделяет лишь интересное фольклорное соло. Попытки эпичного хорового пения напоминают пафосный эпик подобных вещей у «Manowar», учитывая то, что здесь это звучит по-шутовски и уныло. Сразу видно, песня создавалась натужно и надуманно. Гитарные партии для подобного стиля хороши, мощный бас, размеренно-маршевые ударные. Но, кроме соло, ничего не запоминается.



Следующая «Underdog». Для тех, кто не в курсе, со спортивного сленга переводится как «аутсайдер». Достойна программного места в любом из альбомов прошлого Ляписа. Жизнеутверждающая, позитивная и возбуждающая надежду к лучшему композиция. Ничего лишнего. Действительно гимн надежде и тому, что сплав возможностей и способностей способен стать устойчивой лестницей к своей мечте.

Третий трек, «Гири», утверждает, что для настоящего мужчины нет ничего лучше, чем тягать железо. Музыка особого внимания не заслуживает, кроме того, что она действительно подходит под эти слова. Скажу лишь, что я бы сказал по-другому: «Лучшие друзья мужчины в мире – разумные книги и чугунные гири». Когда недюжинная сила подкрепляет недюжинный ум… Этому союзу действительно сложно что-то противопоставить. Ибо, если ты приходишь на пляж, а у тебя мышцы рельефно блестят на солнце и плавки неоднозначно распирает мужское достоинство, - этого ещё недостаточно, чтобы считаться самым крутым альфа-самцом. Вот если ты умеешь эти свои преимущества в нужный момент правильно использовать, а иногда выдать и за недостатки… Тогда тебе действительно нет равных.

Особого внимания заслуживает композиция «Наша возьме» на слова белорусского писателя Якуба Коласа. Идея чем-то напоминает «Не быць скотам», но не более того. Рьяный чёткий ритм, мелодичное фолковое соло, утверждающий припев. Вот здесь действительно веришь: «Наша возьме!» И далее без комментариев. По-белорусски, уверенно и с верой в то, что ребята поют. Заряжает. И заражает. В самом лучшем смысле этого слова.



«Веселей». Наверное, худший трек пластинки, несмотря на обнадёживающее название. Если вся борьба со скукой заключается в том, чтобы пойти и набить кому-нибудь морду, – это недостойно идеала мужчины из третьей композиции. Пока что на очереди «гопари». Кто попадёт под раздачу, если их на пути не будет – неизвестно, да и не важно. В плане музыки тоже отметить нечего – уровень среднестатистических опусов «Сектора Газа». Зато песня хороша как саундтрек к махачам футбольных фанатов.

Следующий трек не настолько глуп, каковым его считают многие рецензенты. Стоит отдавать себе отчёт, что это просто очередные «Светлячки». Просто в этом альбоме на общем фоне он, увы, выглядит, как вполне серьёзная композиция. Жаль. А ещё, зная любовь Михалка к символизму, я бы очень хотел узнать, что же он имеет в виду под термином «грач». Если, конечно, это написано не просто для рифмы.

«I get wet» – всего лишь кавер на песню андеграундного американского исполнителя «Andrew W.K.» Ничего примечательного, переиграно почти в ноль. Зачем? Нужно было занять лишнее место на альбоме? Любимая песня одного из участников коллектива? Неважно. Сделано неплохо, но без искорки, поэтому не заслуживает внимания.

Следующая песня – самая самооправдывающая. Музыка идеально подходит под текст. Озорник, шалун, хулиган, его нигилистичная консервативная жизненная позиция, - и всё это под ска. Четко, правдиво, именно это стоило сделать программной песней проекта Brutto, как его описывал Михалок в своих интервью. «Мяне не хвалюе мiнiстэрства адукацыi! Я сам сабе прафесар, я маю рацыю! Мяне не хвалюе мiнiстэрства турызму! Я сам сабе прафесар я маю харызму!» Жестко, смело, максималистично, уверенно. Истинный дворовой задор! Вот тут я верю! Именно эта песня должна создавать идеал героя, воспеваемого новым проектом Сергея, а не «Дворняги» или «Веселей».



Кстати, о «Дворнягах». Вроде бы песня и про единство, про братство, и про «один за всех, все за одного»… Но вот образ врага настораживает. Все, кто не такие, как мы? Все, кто не поддерживает наши идеалы? Судите сами, а мне такой расклад не по душе.

Кстати, мы забежали чуть вперёд и пропустили кавер на Duran Duran. Как сказал Сергей Владимирович в одном из интервью, хотите мелодию – слушайте наш кавер на песню «The Chauffeur». Кто скажет, что тут нет мелодии? Я скажу. Она тут есть, но она примитив и отстой. Это, конечно, моё личное мнение, но если уж хотели сделать провокацию и контраст между своей музыкой, идеологией и чем-то другим… Выбирали бы уж Beach Boys или Modern Talking. Было бы по-настоящему остро. Хотели показать, что тоже любите и можете играть мелодичные песни? Сделали бы кавер на Depeche mode. Именно этот трек, как по мне - неудачный выбор. Но сыгран вполне интересно, оригинально и слушать его было приятно. Так что, выбран он был явно не зря.

Заключительная песня пластинки «Труд» - действительно удачный и запоминающийся выбор для последнего трека. Интересная аранжировка, мощные лозунги-утверждения в припеве. Всё класс. Не разочаровывает даже примитивный текст (за весь альбом мы к этому уже привыкли), бас, долбящий в тонику (ну, усиление эффекта же), и статично-ритмичные барабаны (так лучше запоминается и вминается в мозг). Пропаганда труда и физической культуры – это прекрасно. Но что мы видим в этом альбоме, кроме этого? Минимализм в текстах способен проще донести смысл и посыл до слушателя, чем заумные метафоры. Но есть ли достойное дополнение? Учитывая творчество Сергея Владимировича, уверен, что какое бы мнение не было у меня и у прочих, это всё неспроста и не «на фонарь» Так что будем ждать развития и продолжения. А пока что – «Fuck the rest!»

Макс Портвейн
специально для indarock.com

    Автор: Pobeda

    Похожие публикации: